?

Log in

No account? Create an account
gribulon
Борьба с коррупцией: Западный опыт 
6th-Aug-2010 01:27 pm
robot

Все мы знаем, что у нас с коррупцией дело плохо, а "у них" - хорошо и даже отлично ;-) Чиновников, вымогающих взятки, днем с огнем не сыщешь, теневая экономика (невозможная без коррупции) вроде как тоже не светится... Однако всплывающие иногда истории заставляют усомниться в такой райской картине. Давайте начнем с одного примера, а исходя из него - вычислим схему "цивилизованной коррупции" и что вообще "они" понимают под борьбой с коррупцией...


Иракская сага

Эта история случилась во время вторжения американцев в Ирак. Как-то так случайно всплыло, что компания Халибертон (Halliburton), имея мощнейшее лобби в лице бывшего главы компании, а на момент событий - вице-президента Дика Чейни, продавала топливо для армии по сильно завышенной цене:

"За один американский галлон (3,7 литра) бензина - SOMO получает 96 центов, а Центр энергообеспечения Пентагона примерно 1,8-1,19 дол., в то время как "Halliburton" за тот же галлон получает от 2,64 до 3,4 дол" (Подробнее)

Скандал разгорелся нешуточный. И каков итог? Президент Буш в прямом эфире попросил (!!!) Чейни вернуть излишек в казну. Не обратился в прокуратуру, не призвал провести расследование, не отстранил от должности (хотя бы для видимости принятия мер), - нет, просто попросил вернуть... Вернул и он деньги или нет - так и осталось загадкой, т.к. с этого момента все (!) разговоры в массовых СМИ на эту тему прекратились мгновенно.

Из этого случая выводов напрашивается много: 1) О наличии жесткой цензуры, которая, упустив начало скандала, смогла одномоментно его обрубить. 2) О распределении "вкусных" заказов исключтельно среди своих. 3) О поставленном на поток "распиле" бюджетных денег. 4) О сговоре элит, включая президента, для покрытия этого безобразия (и возможно и соучастия). 5) О подконтрольности правоохранительных органов и спецслужб, которые предпочли ничего не заметить. 6) Учитывая, сколько Халибертон нагреб под себя заказов на обеспечение этой войны, скорее всего этот случай далеко не единичный, и вряд ли Халибертон - единственный, кто занимается подобными делами.

Война - двигатель экономики?

В продолжение темы можно вспомнить многократные заявления американских политиков и экономистов о том, как благоприятно действуют войны на американскую экономику. Причем эти заявления звучат уже на протяжении многих десятков лет. В чем же благоприятность? Исключительно в массовом вбросе бюджетных денег в сверхдорогие оборонные заказы. Вбросе настолько массовом, что это отражается в показателях ВВП и формально дает право заявить, что экономика рванула вперед ;-) На самом же деле - это просто распил бюджета...

Про взятки в Германии

Еще одной темой для анализа западного "опыта" для меня стал рассказ бывшего нашего, а ныне жителя Германии. На вопрос "есть ли в Германии взятки" он ответил примерно так: "Взяток или нет, или они ОЧЕНЬ большие. Настолько большие, чтобы обе стороны понимали серьезность дела, и не было б даже мысли кинуть партнера или настучать органам".

Как это работает

Таким образом, ситуация складывается довольно загадочная. С одной стороны "снизу" коррупция изводится огнем и мечом, а "сверху" - существует во вполне комфортабельных условиях. Однако эта загадка не так сложна как кажется на первый взгляд.

Все мы понимаем, что в развитом капитализме страной управляет сверхкрупный капитал. И даже когда мы идем на выборы - мы выбираем среди так или иначе "одобренных" капиталом кандидатур. Кроме того, представители сверхкрупного бизнеса лично или своими людьми заполняют все ключевые государственные структуры. Предпоследний элемент цепочки - бюджет, который де-факто является их собственностью и пилится постоянно. Последний элемент - налоги, составляющие бюджет... Иными словами - простые люди своими налогами кормят не только (и скорее даже не столько) пенсионеров, учителей и пожарных, сколько олигархат. По этой причине олигархи кровно заинтересованы, чтоб низы жили "по закону" и исправно платили налоги.

Поставьте себя на место олигарха, у которого в правительстве-парламенте "все схвачено". Что есть взятка, которую вы даете какому-то мелкому чиновнику? Это деньги, которые прошли мимо его кармана. Что есть независимая теневая экономика? Это деньги, которые крутятся с бешеной скоростью, но ему с них ничего не капает. Что есть сантехник, получивший за частный заказ деньги налом и не указавший их в декларации? Он неплательщик налогов, т.е. преступник.

Разумеется, специально гоняться за отдельным сантехником никто не станет (если конечно никто не стукнет, за что, по крайней мене в США, стукачу от налоговой полагается премия в виде процента от утаенной суммы), но в более крупных случаях инспекторы пасут своих клиентов гораздо внимательнее и, чуть что, приглашают повесткой для объяснений - с каких это денег ты купил новую машину...

Иными словами, западная схема борьбы с коррупцией и неподконтрольным движением денег не имеет ничего общего с честностью и законностью, - это борьба исключительно в интересах карманов относительно небольшого круга лиц.

Модель

Подводя итог, выпишем основные принципы западной модели "борьбы с коррупцией":

1) Коррупция "в низах" выжигается беспощадно.

2) Вместо этого все доп. услуги, которые "низы" могут получить за взятку или благодаря личным контактам, вписываются в прайс, т.е. деньги попадают в сферу контроля сильных мира сего. Как пример, - долгая и запутанная схема получения загранпаспорта в Украине с беготней и кучей бумажек - но дешево, либо приносишь в частную контору паспорт и деньги (никаких справок или других бумажек!) - и все происходит мгновенно. Идеальный пример легализованных взяток!

3) Все незаконные по сути махинации по возможности легализуются благодаря лобби в правительстве и парламенте, для чего, в частности, пишутся "нужные" законы с "нужными" дырами, неоднозначностями и путаницей. Монополия на создание дыр и их использование - только у ограниченного круга лиц, составляющих сверхкрупный капитал страны. Как пример - НДС, формально придуманный как инструмент регулирования, а реально использующийся для махинаций при возврате НДС, что по сути есть совершенно тупое мошенничество.

4) И только то, что нельзя легализовать, решается собственно чемоданами наличности (или хитрым движением безнала) среди этих же "избранных", - но уже в спокойных и комфортабельных условиях (потому как коррупции у нас нет, так же как в СССР не было секса ;-)))

Итого

Вот такая история. Теперь вы знаете, что когда мы боремся с коррупцией - на самом деле мы боремся за право "низов" платить взятки официально, по заранее одобренным и научно обоснованным тарифам. А единственным недостатком нашей коррупции по мнению Запада является то, что она просто нецивилизована, стихийна и неуправляема, короче - не приносит кой-кому дохода. Отаке ;-)
Comments 
6th-Aug-2010 12:11 pm (UTC)
Зачет!
7th-Jun-2011 01:37 am (UTC)
> западной модели "борьбы с коррупцией"...

...Как пример, - долгая и запутанная схема получения загранпаспорта в Украине с беготней и кучей бумажек - но дешево, либо приносишь в частную контору паспорт и деньги (никаких справок или других бумажек!) - и все происходит мгновенно.


Что за чепуха? если говорите о западной модели - то и приводите пример из Франкфурта-на-Майне, Лондона или Парижа. При чём тут Украина?

Кстати то что вы описали - это самая настоящая коррупция, без вопросов, ни хрена не "легализованная", а если и легализованная то благодаря кривым законам присущим Украине или Рашке, но не Западу.
7th-Jun-2011 06:54 am (UTC)
Да не переживайте Вы так. Вы свалили в Рай - и я за Вас очень рад. Искренне рукопожимаю.
7th-Jun-2011 02:09 am (UTC)
на самом деле мы боремся за право "низов" платить взятки официально
вы приводите пример только Украины, а распространяете это утверждение на весь Запад. На Западе случается коррупция, но по сравнению с постсовком это - небо и Земля. Там военного министра, использовавшего вертолет для передвижения, вынуждают к отставке, в постсовке такое можно представить?
Похоже, вы из тех патриотов, которым очень уж хочется оправдать кремлевских воров, как говорил Салтыков-Щедрин "некоторые патриоты путают любовь к Отечеству с любовью к начальству"
7th-Jun-2011 06:29 am (UTC)
Мне незачем кого-то оправдывать. Наоборот - я говорю, что под лозунгом борьбы с коррупцией происходит ее усиление, и это мало кто понимает. Что до Запада, если вышеприведенных примеров Вам мало - приведу еще один. У нас на Украине часто упоминается вопиющий пример коррупции - в стенах парламента ходят мужики с чемоданами денег, предлагая депутатам проголосовать за тот или иной закон (иногда всплывает и сколько именно дают на рыло - счет на миллионы долларов). Кошмар, причем реальный кошмар! А что в США? А там лоббизм тупо вписали в закон. И не только в США. У них это - законно! ;-) Так что - да, коррупции на Западе действительно немного, ибо по многим видам она прописана в законах и преступлением не является.
7th-Jun-2011 03:03 am (UTC)
Все правильно. Экономик без коррупции нет, и чем крупнее экономика, тем масштабнее коррупция.
7th-Jun-2011 05:08 am (UTC)
Почему российские олигархи не заинтересованы, чтоб низы жили "по закону" и исправно платили налоги?
7th-Jun-2011 06:09 am (UTC)
На западе за сотни лет ситуация устоялась и упорядочилась до такой степени, что оказалось возможным взяться и за это. На постсоветском пространстве барыги слишком много времени тратят на борьбу друг с другом и внешними наездами, им пока не до того. Хотя по мелочам такая трансформация уже идет: в тех местах, где раньше требовалась взятка - сейчас дают пачку счетов на оплату всяческих "сборов" непонятно на что - и всё происходит быстро и без дополнительной мзды. По мере того, эта схема будет становиться общепринятой, - будет прогрессировать и наблюдение со стороны налоговых органов. А они уж точно своего не упустят, - вот вам пример: Минфин предложил облагать налогом питьевую воду в офисах.
9th-Jun-2011 01:25 pm (UTC)
 
30th-Jun-2011 07:20 am (UTC)
кстате такое же происходит сейчас в Грузии))
30th-Jun-2011 07:58 am (UTC)
Да, у меня сложилось такое же впечатление, жаль фактажа не хватает для анализа. А было бы наверное интересно - в маленькой стране всё на виду, можно сказать - тест в лабораторных условиях ;-)
30th-Jun-2011 10:01 am (UTC)
Обратите внимание, особенно это касается тех, кто задаётся вопросом почему коррупция не пресекается в бывших советских республиках, на следующее обстоятельство:

Чтобы бороться с коррупцией снизу (в терминах статьи автора журнала), нужны крупные денежные средства, а наши бывшие республики (ныне государства) достаточно бедны. Мы являемся странами "третьего" мира. Во всех странах третьего мира наблюдается закономерность: деньги уходят массово через открытые границы, бюджеты достаточно скудны, их хватает только на самые насущные вещи. Поэтому наблюдается высокий уровень коррупции, поэтому слабы правозащитные системы. Вполне закономерно.
30th-Jun-2011 11:37 am (UTC)
Согласен, имеет место. Но если брать западную модель (которая у нас тупо копируется), то на мой взгляд ключевое значение имеет "стуктурированность" олигархата, когда наверху все поделено, договорено и можно спокойно заняться низами. У нас верхушка еще не вызрела - парни слишком много времени и средств тратят на борьбу друг с другом (и с внешними наездами), а до банкирских и пр. династий (некоторые существуют уже сотни лет!) нам еще пахать и пахать ;-) Грубо говоря, после развала СССР и перехода на новые правила у нас ситуация еще не устоялась (это дело времени), хотя "прогресс" уже налицо: у чиновников низкого уровня коррупционные возможности потихоньку урезаются в пользу верхнего, а там и до жестких мер недалеко...
2nd-Sep-2011 09:11 am (UTC)
Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске ljournalist'а.
2nd-Sep-2011 04:48 pm (UTC) - десять львов или легион шакалов
Есть пословица - лучше один лев, чем сто шакалов. Ну вот у них десять львов, а у нас - легион шакалов. Но и львы тоже присутствуют, разве что потощее, и оттого злые...
4th-Sep-2011 02:59 pm (UTC)
Так и есть. Душат тех, кто пытается пронести деньги мимо кармана чОтких пацанов, стоимостью миллиардов в сотни.
4th-Sep-2011 03:35 pm (UTC)
Да, и к этой шизофрении нам еще придется привыкнуть. Ну не укладывается в голове у нормальных людей, что борьба с коррупцией может быть направлена на ее усиление ;-) Хотя местами правильный поход к новостям наблюдается, типа: раз кого-то обвиняют - значит скорее всего кто-то более крупный пытается отжать его бизнес.
5th-Sep-2011 01:36 am (UTC)
Ага, идеала нет нигде. Вот только в реальной жизни почему-то живется приятнее не в России, а в тех же Германии или США, не находите? В том числе и по причине отсутствия коррупции в низах, приводящей к более простой, понятной, эффективной и прозрачной работе госорганов и пр., с чем и сталкиваешься обычно в повседневной жизни.
Даже несмотря на ужасы с коррупцией в "верхах".
5th-Sep-2011 06:58 am (UTC)
Ага, главное шоб меня не трогали - а там хоть трава не расти, да? ;-)

Во-первых - речь о коррупции как таковой, а не только о той, с которой сталкиваетесь лично Вы. Хотя если Вы ее не видите - это не значит, что она не пьет из Вас соки кстати говоря.

Во-вторых - еще посмотрим что будет с Германией, США и пр. когда полопаются все финансовые пузыри. Судя по динамике - через год-другой там жить будет уже нельзя даже тем, кто хорошо устроился.

Следите за новостями что ли. Вон в Израиле полмиллиона людей на демонстрации вышли. А в Штатах 16.7% негров официально безработны (в среднем по США - 9.1%), что стало рекордом почти за 30 лет; среди молодежи этот показатель достиг фантастических 46.5%. Представьте что будет когда соц. выплаты урежут (а их урежут) и все эти безработные негры выйдут на улицы (а они таки выйдут)...
14th-Jan-2013 07:02 pm (UTC) - Ну и где тамошние навальные? Не кормят их там, что ли? По
Пользователь bulochnikov сослался на вашу запись в записи «Ну и где тамошние навальные? Не кормят их там, что ли? Поэтому и не плодятся...» в контексте: [...] Взято отсюда: Борьба с коррупцией: Западный опыт [...]
14th-Jan-2013 07:52 pm (UTC) - Борьба с коррупцией: Западный опыт
Пользователь dargo_magomed сослался на вашу запись в записи «Борьба с коррупцией: Западный опыт» в контексте: [...] Оригинал взят у в Борьба с коррупцией: Западный опыт [...]
14th-Jan-2013 09:40 pm (UTC) - Ну и где тамошние навальные? Не кормят их там, что ли? По
Пользователь tangomango78 сослался на вашу запись в записи «Ну и где тамошние навальные? Не кормят их там, что ли? Поэтому и не плодятся...» в контексте: [...] Взято отсюда: Борьба с коррупцией: Западный опыт [...]
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded Nov 17th 2018, 7:27 pm GMT.